Начало XX века: мода и свобода

Для моды начало XX столетия в России ознаменовалось достижением: интересующиеся тайной и неизведанной Русью гости Всемирной парижской выставки 1900 г. все никак не желали заканчиваться. На весь мир стали известны изделия К. Фаберже, восторг вызвала модная коллекция Н. Шабельской.

Газета Liberte достаточно подробно описала это всеобщее удивление и восторг. Как было отмечено, промышленность и торговля России за малый промежуток времени достигли невероятного размаха.

Здесь же проступили черты и совершенного иного стиля модерн, живого, естественного и близкого природе. Стиль буквально сразу поселился на улицах российских столиц, что выразилось в выросшем количестве зданий, таких как гостиница «Астория» и дом компании «Зингер».

Ремесленное творчество и пошив национальных костюмов так же вызывали любопытство. В 1903 г. в северной столице проведена I международная выставка костюмов и их аксессуаров, а последующим событием стал показ мод, где костюмы, сделанные руками русских мастеров, примерили дамы высшего света.

Вскоре на улицах можно было часто встретить женщин, одетых в костюмы, более всего напоминающие наряд, предназначенный для занятий конным спортом, так называемые tailleur. Появились даже специализированные магазины под этой вывеской. По обозрению в 1904 г. «Вестника моды», рукава верхней части наряда, таких как жакеты и кофты, стали чуть уже, а вот рукава блуз были достаточно широки.

Шляпы того времени напоминали некие архитектурные сооружения с элементами натюрморта, такими они были громадными и неудобными, обязательная деталь-вуаль. Такие шляпы доставляли дамам значительные проблемы, особенно это касалось поездок. Самые первые автомобили имели открытый верх, из-за чего головные уборы то и дело норовили «упорхнуть», а вуаль упорно липла к лицу. Так этот несуразный аксессуар волей-неволей уступил место компактным и не слишком вычурным вариантам.

В большом ходу были веера, так же декорированные в стиле модерн, а после войны 1905 г. в моду вошли некоторые элементы японской культуры.

Но модницы элитных кругов еще не подозревали, как скоро изменится и каким неузнаваемым станет их мир. Власть царя пошатнулась. Прошлая мода вот-вот должна была кануть в лету. Но «сливки» русского общества все еще не отказывали себе ни в чем: это и появление электричества и телефонной связи, и подчас роскошное обустройство своего быта. Формы практически всех предметов были подвержены влиянию модерна и обладали плавными, мягкими линиями.

В Москве появляются новые дворцы торговли. Готовая одежда привлекает все больше клиенток, ее ассортимент был довольно обширным. Покупательницы могли найти все, что было угодно их душе. Благодаря почте, мода покорила себе даже глубинку Российской Империи.

Известные французские парфюмерные фирмы, накрепко засевшие в Москве, производили мыло, шампуни, одеколоны, а также декоративную косметику. Светские дамы всерьез увлеклись рукоделием, чему поспособствовали приложения, шедшие в комплекте с торговыми каталогами.

Мужчины тоже были не обделены вниманием — престижные магазины предлагали на выбор и мужскую готовую одежду, обслуживание в таких местах было всегда максимально вежливым, не редки были и распродажи — это помогало модным веяниям почти не иметь границ.

Шагнувшая вперед наука и техника не позволяла моде отставать. Как женские, так и мужские костюмы стали более удобны, компактны, все меньше стесняли движения своих обладателей.

Загар приравнялся к шику, солнечные и водные ванны завоевали большой почет — в моду входят костюмы «для отдыха у воды». Дамские купальные панталончики были прикрыты коротенькой юбочкой. Полосатые мужские купальники появились несколько позже.

Модные журналы появлялись постоянно. Кроме страниц, посвященных исключительно последним новинкам, интерес для читательниц также представляли советы по рукоделию, ведению хозяйства и воспитанию детей. Как ни странно, обсуждались и некие интимные проблемы, отдельные страницы были посвящены рекламе. Гонениям стали подвергаться корсеты.

1910 год стал переломным для женской моды: были резко изменены все формы. Платья стали просторными, не сковывающими движения, но при этом выгодно подчеркивающими красоты женской фигуры. Популярны вышивки и кружева. Повлияло на моду и такое явление, как немое кино. Но все же основным источником оставались модные журналы — они находились практически в полном доступе. Ценны для модниц были вложенные бумажные выкройки.

Постепенно появляется новый стиль в одежде — силуэт «бильярдный кий», показавший, что женщины так и не привыкли к тому, что наряд больше не мешает им свободно двигаться. Юбка такого силуэта была столь узка, что почти полностью сковывала движение ног.

Дамские страсти
Добавить комментарий